Главная
/
Идеология
/
Проект...
/
Комментарий к Манифесту
КОММЕНТАРИЙ
к Манифесту народного единения
С момента катастрофического развала СССР под все дальнейшие трансформации Украины и по сей день не заложено фундаментальных теоретических оснований, которые были бы достаточны в своей адекватности и полноте для организации целенаправленного развития украинского общества как целостной социальной системы. В этом плане принято говорить, прежде всего, об отсутствии у народа Украины национальной идеи (миссии) и соответствующей ей идеологии государственного строительства. Правда в какой-то степени этот основополагающий пробел возмещается ключевыми положениями Конституции Украины, являющей собой своеобразный межпартийный программный документ, устремленный в будущее. В соответствии со ст.1. Конституции “Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство”, а согласно ст.3. “Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью”.
Однако, будучи продуктом ночного компромисса и являя собой документ “в первом приближении”, основной закон страны так и не смог послужить в качестве консолидирующей основы для различных политических сил. Ряд принципиально важных тем не получили в Конституции должного раскрытия, и по ним у партий сохранились диаметрально противоположные мнения. Это касается вопросов демократии, прав человека, социальной защиты, национального вопроса и т.д.
В последние годы, в связи с прошедшими президентскими и парламентскими выборами, все эти противоречия обрели особую остроту, ставя страну на грань социальных катаклизмов. Такой характер развития политического процесса обусловлен во многом как спецификой национальной политической культуры, унаследовавшей от предшествующей советской системы традиции диктатуры большинства, так и существенным отягчающим обстоятельством, обозначаемым иногда как ценностная и понятийная катастрофа. Произошедшее крушение монополии коммунистических идеалов и внесение в общественное сознание множества конкурирующих идеологий привело к тому, что представители украинской политической элиты зачастую просто не в состоянии услышать и понять друг друга. Каждый руководствуется в своих теоретических построениях излюбленной, в отличие от других, парадигмой, системой ценностей и набором своеобразно трактуемых категорий.
Образовавшаяся “разруха в головах”, характерная не только для сферы политики, но и для сферы образования и воспитания, культуры, да и для общества в целом, влечет за собой глубинные социокультурные разрушающие последствия, усугубляющиеся некритическим заимствованием западных стандартов при реализации евроинтеграционных проектов. Поэтому задача по формированию интегральной, общенациональной идеологии, способной исполнить роль консолидирующего фактора в процессе становления украинской политической нации, обретает все большую актуальность.
В актуализации задачи поиска национальной идеи и в ее духовной целенаправленности существенную роль сыграли президентские выборы 2004 г. и сопутствующий им, грандиозный по своему размаху духовный подъем многомиллионного народа Украины. Однозначно сказанное им “Нет!” безнравственности и духовной деградации постсоветских лет, и столь же однозначное “Да!” - духовному возрождению страны - такой наказ-руководство к действию получила политическая элита страны.
Этот императив Украинского народа оказался прочувствованным политической элитой Украины и был, в частности, озвучен на первой, после президентских выборов, сессии Верховной Рады Украины устами претендента на должность Премьер-министра Украины Ю.В. Тимошенко: “А також я хочу поділитися з вами тим відчуттям, яке є сьогодні у світі, тому що світ був колись і рахувався європейсько-центричним, американо-центричним, але ж повірте мені, під час цих виборів світ став україно-центричним. І сьогодні все, про що говорять у вищих політичних кулуарах світу, починається так, що політика у світі або погана, або дуже погана, але єдине, світле, яскраве, що є у світі, це є Україна, і тому Україна - це не тільки надія наша, це надія світу. І тому, якщо ми кажемо про віру нашого народу в Україну, я хочу поділитися з вами головним, що всі сьогодні сприймають Україну і наш народ, як країну, яка несе унікальну місію в світ дати абсолютно нові стандарти суспільного, політичного, соціального життя, на порядок справедливіші, ніж вони сьогодні існують, навіть в найрозвинутіших країнах.”
Этим словам предшествовало еще одно значимое высказывание, которое как бы предвосхищало произошедшее впоследствии во время президентских выборов. Бразильский писатель Пауло Коэльо во время своего визита в Украину сказал на пресс-конференции 15.09.2004г.: “Украина уже начала писать в моей душе книгу о себе, и итогами моей поездки должны стать несколько публикаций в прессе о том, как я вижу жителей этой все еще загадочной для западной цивилизации страны, их проблемы, их духовность, их стремления. Мне кажется, что именно здесь, на Востоке Европы, произойдет формирование нового сознания человечества”.
Даже если отнестись к этому высказыванию писателя как к чисто дипломатическому жесту, преувеличенно восхваляющему достоинства принимающей стороны, то все равно никуда не деться от того факта, что именно это наше качество - предполагаемая способность сказать новое слово человечеству и перевернуть его сознание - было отмечено особо.
С опорой на эти высокие духовные позиции, заявленные украинским народом, и в стремлении поддержать только что обозначившиеся ростки новой, одухотворенной Украины и декларирован настоящий Манифест, как системно организованное мировоззрение, призванное содействовать конструктивному развитию процессов в Украине и содержащее для этого в логической взаимосвязи все необходимые средства - цель, систему ценностей и методологию социального проектирования и строительства.
Полное изложение Комментария содержится в ниже прикрепленном файле.
Оперативное ознакомление с содержанием его подразделов возможно при возврате в раздел "Комментарий к Манифесту".
|