Главная
/
Идеология
/
Терминологический...
/
Сознание - Социальное партнерство
Сознание (индивидуальное) - функция человеческого мозга, сущность которой заключается в отражении действительности и целенаправленном регулировании отношения личности с окружающим миром. Сознание включает в себя все формы психической деятельности человека: ощущения, восприятия, представления, мышление, внимание, чувства и волю (см. также психика).
Сознание массовое - общественное сознание масс (классов, социальных групп и т.д.), отражающее условия их повседневной жизни, потребности интересы. Массовое сознание включает в себя распространенные в обществе идеи, взгляды, представления, иллюзии, социальные чувства людей. Состояние массового сознания выражают общественное мнение, настроения и действия масс.
Сознание общественное - категория исторического материализма, обозначающая духовную сторону исторического процесса и представляющая собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука).
Солидарность - ответственное выполнение человеком своих общественных обязанностей, забота каждого о всех и всех - о каждом.
Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом в процессе социального взаимодействия определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.
Различают:
· первичную социализацию в родительском доме;
· вторичную социализацию в детском саду и школе;
· третичную социализацию в профессиональной деятельности.
Изучается философией, психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией, педагогикой, теологией.
Социализм - учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установление общества, в котором:
· отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;
· утверждаются социальное равенство и справедливость.
Социальная атомизация - обособление, разъединение, отчуждение людей друг от друга.
Социальная защита – комплексная система организационно-правовых, экономических и других мер, направленных на обеспечение необходимого качества жизни каждого члена общества в конкретных социально-экономических условиях. Включает социальное обеспечение, социальное страхование, социальную помощь, социальную поддержку и правовую защиту.
Социальная поддержка – меры социально-психологической и духовной поддержки, содействие общественной активности и активному долголетию граждан.
Социальная политика – целенаправленная деятельность государства и его институтов по совершенствованию и развитию социальной сферы общества, его социальной структуры, по регулированию положения, отношений и взаимодействия социальных групп, удовлетворению их потребностей, согласованию их интересов с интересами общества. Социальная политика охватывает все сферы жизнедеятельности людей – производственную, социальную, политическую, духовную – и регулирует отношения между обществом, коллективом и личностью в каждой из этих сфер и в зонах их взаимодействия.
Социальная помощь – материальная и натуральная помощь, помощь в виде социально-бытовых, медико-социальных и других видов социальных услуг, социального ухода.
Социальная сфера – составная часть жизни общества (наряду с экономической, политической, духовной), непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей людей, качеством их жизни, условиями труда, быта и досуга, с реализацией интересов различных социальных групп, этнонациональных общностей.
Социальная эксклюзия - термин, который впервые стал использоваться в 1974 г. во Франции для обозначения социально незащищенных категорий населения. Речь идет об умственно и физиологически зависимых, склонных к суициду, одиноких родителях, пожилых инвалидах, маргиналах, детях-сиротах, делинквентах, асоциальных личностях и других "неудачниках".
Существуют два подхода к интерпретации социальной эксклюзии — французский и англосаксонский.
Французский подход ориентирован на социальную солидарность, интеграцию (инклюзию) граждан в общественную жизнь. С одной стороны, такой подход предполагает признание преимущественных прав общностей на защиту их целостности, с другой — требует уважения прав любых меньшинств, не покушающихся на целостность сообщества. Эксклюзия рассматривается преимущественно как следствие групповой монополии, принудительности социального порядка, который служит интересам инклюзированных.
В англосаксонской традиции акцентируется индивидуальная свобода, равные права для всех граждан. Социальная интеграция трактуется преимущественно как результат свободного выбора отношений как между индивидами, так и между индивидами с одной стороны и обществом и государством с другой.
Европейская комиссия и Совет Европы связывают социальную эксклюзию с неадекватной реализацией социальных прав. В англо-американском либерализме эксклюзия рассматривается как следствие специализации: социальной дифференциации, экономического разделения труда и общественных сфер. Это все предполагает, что основой специализации на рынке и между социальными группами являются индивидуальные различия. Таким образом, основополагающим принципом здесь выступает индивидуализм, хотя причины этого явления заключаются не только в индивидуальных предпочтениях, но и в структурах, созданных путем кооперации и конкуренции индивидов — рынках, ассоциациях и т.п.. Именно в данном смысле социальная эксклюзия используется европейскими правозащитными общественными движениями. При таком подходе социальная эксклюзия оказывается тесно связанной с проблемами бедности и минимального жизненного стандарта, хотя ими не ограничивается.
Социальное взаимодействие - взаимные воздействия индивидов, социальных групп или общностей друг на друга в процессе жизнедеятельности.
Социальное взаимодействие по своему характеру существенно различается для различных человеческих общностей, а также претерпевает существенные изменения в ходе исторического процесса.
Изменение характеристик социального взаимодействия отображает совместную динамику двух противоположно направленных процессов, характерных как для природы, так и для общества.
С одной стороны, согласно закону увеличения беспорядка (энтропии), в природе и обществе действуют дезорганизующие и деструктивные силы, и каждая система, биологическая или социальная, несет в себе тенденцию к самораспаду и гибели.
С другой стороны для любых сложных динамичных систем характерны бифуркации и возникновение из хаоса, благодаря самоорганизации, упорядоченных диссипативных структур.
Вся история человечества может рассматриваться с позиции указанных закономерностей как прерываемый бифуркациями процесс повышения уровня самоорганизации общества и его гомеостатических свойств. Наличие этой тенденции обусловлено спецификой действия законов в обществе, элементы которого - люди - являются уникальным саморазвивающимся явлением природы и взаимодействуют друг с другом осознанно. Осознание людьми своей роли в историческом процессе, своей ответственности за свои деяния, подкрепленное действием инстинкта самосохранения, с неизбежностью приводит их к пониманию необходимости гуманизации человеческих взаимоотношений и постепенному переходу от антагонистической модели отношений к антагональной и агональной (см соответствующие термины, а также: Бачинин В.А. Философия права и преступления, Харьков: Фолио, 1999). Наличие тенденции гуманизации человеческих взаимоотношений наиболее зримо проявило себя в XX столетии, когда, испытав на себе ужасы революций и двух мировых войн, мировое сообщество учредило международный институт по поддержке и упрочению международного мира и безопасности в виде Организации Объединенных Наций (ООН) и впервые за свою историю утвердило решениями Генеральной Ассамблеи ООН основополагающие документы по правам человека (см. Право).
Социальное партнерство - социальное явление, возникшее во второй половине XIX столетия на фоне обострения классовых противоречий как система взаимоотношений между работодателями, государственными органами и представителями наемных работников, опирающаяся на переговоры, поиск взаимоприемлемых решений в регулировании трудовых и иных социально-экономических отношений. Главным методом обеспечения согласия субъектов социального партнерства является консенсус, достигаемый в ходе переговоров.
На современном этапе под социальным партнерством понимается более широкий круг явлений, в том числе организованное взаимодействие при реализации социально значимых проектов всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей науки, органов управления, деловых кругов, гуманитарной сферы, политических и общественных организаций и т.д.
Социальное партнерство субъектов процесса общественного развития позволяет наиболее эффективно объединять интеллектуальные, финансовые, материальные и трудовые ресурсы и рассматривается как ключевая предпосылка реализуемости и эффективности всевозможных социальных проектов. Социальное партнерство – наиболее демократичный, свободный и социально ответственный современный механизм совместно-разделенной человеческой деятельности по достижению как индивидуальных, так и общезначимых целей.
|