Главная
/
Идеология
/
Терминологический...
/
Цена - Цинизм
Ц
Цена - количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
Ценности - термин, широко используемый в философии и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу, всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений может выступать в качестве «предметных ценностей» как объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как «субъектные ценности» (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. «Предметные» и «субъектные» ценности являются, т. о., как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.
Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развёртываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Интеграция, внутренняя противоречивость и динамизм общественных систем находят своё выражение в структуре соответствующих им ценностных систем и способах их воздействия на различные общественные группы. Важный элемент ценностных отношений в обществе - системы ценностных ориентаций личности.
На сегодня в Украине отсутствует какое-либо сформировавшееся представление о системе ценностных ориентаций граждан Украины, которая бы соответствовала стоящим перед обществом задачам и способствовала их решению. С целью устранения этого основополагающего пробела предлагается нижеследующий вариант ценностной системы (см. рисунок), при построении которой в качестве исходного тезиса использовано утверждение Г.С. Сковороды о примате в жизни человека его устремления к счастью.
Как видно из рисунка, ценности подразделены на три группы, каждая из которых имеет свое функциональное предназначение, а именно:
· Ценность-цель задает стратегическое, в течение всей жизни устремление к счастью на основе свободного развития и самореализации.
· Ценности-ориентиры определяют путь, ведущий к этой цели. Путь этот пролегает в пространстве истины, добра и красоты, побуждающим моментом для стремления в которое всегда выступает любовь во всех своих проявлениях - любовь к окружающему миру в целом и любовь ко всем его частным явлениям - человеку, живому существу, радуге после дождя и т.д. Эти ценности в своей неразделимости, а также счастье отнесены к категории духовных. Движение же к изобилию призвано только обеспечивать соответствующие материальные предпосылки для свободного перемещения в вышеозначенном пространстве.
Приоритет духовных ценностей как сущностного первоначала человека, выделяющего и возвышающего его в окружающем мире, и лежащего в основе радости человеческого общения, является обязательным условием в достижении обозначенной цели. В противном случае, если отношения между людьми и в непроизводственной сфере будут строиться в первую очередь на корыстной основе, формирование гуманного общества, в котором каждый гражданин сможет ощущать себя членом большой и счастливой семьи, будет невозможно. Нынешний уровень развития производительных сил уже позволяет удовлетворять материальные потребности человека на общественно (жизненно) необходимом уровне и перенести акцент в его жизнедеятельности с материального обогащения на ценности саморазвития и духовного самосовершенствования, на желание наполнить свою жизнь любовью - источником вдохновения и стремления:
- познавать истину;
- делать добро;
- ценить и творить красоту, самореализуясь во всех своих проявлениях, трудясь физически и духовно и испытывая при этом радость творца, кто бы ты ни был — президент, министр, учитель, предприниматель, ученый, рабочий…
Существует подход, в соответствии с которым полагается, что так называемому "идеальному обществу" свойственны четыре функции, обслуживающие соответствующие ценностные устремления:
1. политико-экономическая, отражающая стремление к изобилию;
2. научная, воплощающая стремление к знанию - истине;
3. этическая, что означает стремление к добру;
4. эстетическая, отображающая стремление к прекрасному.
· Ценности-принципы социальных отношений - свобода, справедливость, (толерантность → солидарность → братство), определяют ценностные средства продвижения к цели, задают характер взаимодействия людей в процессе их самореализации.
Последовательностью (толерантность → солидарность → братство) отражена имеющаяся тенденция развития свойств человеческих взаимоотношений на мировом уровне - от прохладной вынужденной терпимости до родственных чувств. Международная организация ЮНЕСКО в 1996г. обозначила толерантность как культурную универсалию, постепенно становящуюся нормой жизни мирового сообщества. Саммит Тысячелетия ООН определил толерантность и солидарность в качестве фундаментальных ценностей международных отношений в XXI веке.
Цивилизация - форма совместного проживания людей, которой свойственно воссоздание собственной материальной и общественно-политической структуры отношений на основе приоритета свойственных ей духовных норм, ценностей, идеалов и жизненных смыслов.
Понятие «цивилизация наделено широким полисемантическим содержанием, которое в разных теоретических контекстах определяется как этап, стадия, цикл, веха, уровень развития истории или общества, качественный переход от «предыстории» (варварства) к истории, локальная культура или локально-исторический тип; в соотнесении с культурой - как тождественность, самоосознание культуры, ее отрицание, высшая, практически воплощенная культура и т.д. Инвариантными в истории понятия «цивилизация» являются дихотомии «Цивилизация» - «Варварство» и «Цивилизация» (акцент на самосохранении социума) - «Культура» (акцент на развитие социума).
Цинизм - резко и открыто пренебрежительное отношение к общепринятым нормам нравственности и благопристойности; бесстыдство.
|