Главная
/
Идеология
/
Терминологический...
/
Универсалии - Управление социальное
У
Универсалии - общие понятия; совокупность понятий, общих для всех или многих языков, но по-разному в них выражающихся.
Онтологический статус универсалий - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях 10 - 14 вв.): существуют ли универсалии "до вещей" как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), "в вещах" (аристотелизм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).
Управление - формирование и реализация целенаправленных действий по отношению к объекту управления (управляемой подсистеме) со стороны органа управления (управляющей подсистемы) на основе переработки поступающей на него информации.
Процесс управления включает в себя четыре стадии:
· сбор и обработка информации;
· выработка и принятие решения;
· реализация решения;
· контроль за реализацией решения.
Управляющая подсистема состоит из двух блоков - блока выработки целей, в функции которого входят первая, вторая и четвертая стадии, и блока регулирования, функцией которого является третья стадия.
В гомеостатических системах (системах с самоудержанием собственных параметров в заданных пределах) стабилизирующую роль выполняет наличие обратной связи с выхода объекта управления на вход управляющей подсистемы (см. рисунок).
Процесс удержания характеристик системы на определенной траектории в пространстве состояний, называется регулированием (авторегулированием). И только в случае если регулирование подразумевает не только вывод системы на определенную траекторию, но и определение этой траектории, говорят уже не о регулировании, а об управлении.
Управление социальное - управление социальными системами.
Управление социальными системами имеет свою специфику, являясь по сути своей самоуправлением, поскольку объект управления и субъект управления в значительной степени совпадают, т.е. их разделение весьма условно - в зависимости от уровня демократичности государства (см. Демократия, Политическая система, Самоуправление).
Специфика социального управления заключается и в особенностях социального взаимодействия, характер которого предопределяется во многом как ментальностью социума, так и развитостью общественных отношений.
Существуют три основные модели социального взаимодействия, свойственные современному обществу и действующие в системах социального управления, как правило, одновременно в ситуативном соотнесении:
– авторитарная: исходный субъект (организация) использует другого человека или другую социальную общность как средство реализации своих целей;
– манипулятивная: активный инициатор использует других людей или общность как средство, не отрицая их субъектный статус, но организуя условия деятельности таким образом, что объект манипуляции вынуждается делать запланированное манипулятором, и при этом обычно сам бывает психологически удовлетворен;
– диалогическая: исходный субъект вступает во взаимодействие с другим субъектом и считает его равным себе, имеющим такие же основания на свою позицию, свои мысли и стремления, и выигрывает от отношения к другим как к субъектам, получая взамен реальные результаты, информацию, психологическую и моральную поддержку. Диалогическая модель взаимодействия носит гуманистический характер.
В демократических государствах в целях максимально эффективного использования человеческого потенциала необходимо трансформировать доминирующую на сегодня, как в стране, так и в мире в целом, авторитарную и манипулятивную модели социального взаимодействия в модель социального диалога. Только социальный диалог и возникающее на его основе социальное партнерство всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей науки, органов управления; деловых кругов; гуманитарной сферы; политических и общественных организаций могут создавать реальные предпосылки для самореализации социума.
Реализацию данного подхода в социальном управлении на общегосударственном и местном уровне предлагается осуществить по схемам, приведенным ниже и в раскрытии терминов Демократия и Самоуправление.
Диалектика взаимодействия в демократической системе управления, где каждый гражданин является активным участником процесса управления, может быть представлена на государственном уровне схемой рис.1. - в виде взаимодействия двух противоположных сторон — государства как окружающей среды (объекта деятельности) и гражданина (субъекта деятельности). Гражданин здесь первичен, поскольку он - источник власти.
Полученное таким образом видение процессов взаимодействия служит основанием для использования в задаче управления развитием Украины схемы, приведенной на рис.2. Цель управленческих решений органа управления в данной схеме - приведение параметров окружающей среды в соответствие эталонным значениям параметров, определяемым органом управления на основе анализа информации.
Приведенная в таблице классификация компонент окружающей среды выполнена на основе государственного нормативного документа «ДБН А.2.2-1-95: Государственные строительные нормы Украины. Состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений. Основные положения проектирования». Структурирование относительно условно, поскольку возможно одновременное пребывание каждого элемента среды в нескольких подсистемах, в каждой из которых он представлен в соответствующем качестве. Такого же рода условность свойственна и дальнейшему структурированию вглубь исследуемого объекта.
СТРУКТУРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Природная среда |
Техногенная среда |
Социальная среда |
Компоненты |
Компоненты |
Компоненты |
Геологическая среда |
Промышленные объекты |
Ценности |
Воздушная среда |
Сельскохозяйственные объекты |
Духовная сфера |
Водная среда |
Жилищно-гражданские объекты |
Социальная сфера |
Почва |
Наземные и подземные сооружения |
Общественно-политическая сфера |
Растительный и животный мир, заповедные объекты |
Объекты социальной организации территории |
Хозяйственная сфера |
Микроклимат |
Памятники архитектуры, истории и культуры |
|
|