Общественно-политическая орбита Харькова
Проект «МАНИФЕСТ»
Идеология   Организация   Действие     Форум     Новости
Главная / Идеология / Терминологический... /

Универсалии - Управление социальное

 

У

 

Универсалии - общие понятия; совокупность понятий, общих для всех или многих языков, но по-разному в них выражающихся.

Онтологический статус универсалий - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях 10 - 14 вв.): существуют ли универсалии "до вещей" как их вечные идеальные прообразы (платонизм, крайний реализм), "в вещах" (аристотелизм, умеренный реализм), "после вещей" в человеческом мышлении (номинализм, концептуализм).

 

Управление - формирование и реализация целенаправленных действий по отношению к объекту управления (управляемой подсистеме) со стороны органа управления (управляющей подсистемы) на основе переработки поступающей на него информации.

Процесс управления включает в себя четыре стадии:

·        сбор и обработка информации;

·        выработка и принятие решения;

·        реализация решения;

·        контроль за реализацией решения.

Управляющая подсистема состоит из двух блоков - блока выработки целей, в функции которого входят первая, вторая и четвертая стадии, и блока регулирования, функцией которого является третья стадия.

В гомеостатических системах (системах с самоудержанием собственных параметров в заданных пределах) стабилизирующую роль выполняет наличие обратной связи с выхода объекта управления на вход управляющей подсистемы (см. рисунок).

 

 

Процесс удержания характеристик системы на определенной траектории в пространстве состояний, называется регулированием (авторегулированием). И только в случае если регулирование подразумевает не только вывод системы на определенную траекторию, но и определение этой траектории, говорят уже не о регулировании, а об управлении.

 

Управление социальное - управление социальными системами.

Управление социальными системами имеет свою специфику, являясь по сути своей самоуправлением, поскольку объект управления и субъект управления в значительной степени совпадают, т.е. их разделение весьма условно - в зависимости от уровня демократичности государства (см. Демократия, Политическая система, Самоуправление).

Специфика социального управления заключается и в особенностях социального взаимодействия, характер которого предопределяется во многом как ментальностью социума, так и развитостью общественных отношений.

Существуют три основные модели социального взаимодействия, свойственные современному обществу и действующие в системах социального управления, как правило, одновременно в ситуативном соотнесении:

– авторитарная: исходный субъект (организация) использует другого человека или другую социальную общность как средство реализации своих целей;

– манипулятивная: активный инициатор использует других людей или общность как средство, не отрицая их субъектный статус, но организуя условия деятельности таким образом, что объект манипуляции вынуждается делать запланированное манипулятором, и при этом обычно сам бывает психологически удовлетворен;

– диалогическая: исходный субъект вступает во взаимодействие с другим субъектом и считает его равным себе, имеющим такие же основания на свою позицию, свои мысли и стремления, и выигрывает от отношения к другим как к субъектам, получая взамен реальные результаты, информацию, психологическую и моральную поддержку. Диалогическая модель взаимодействия носит гуманистический характер.

В демократических государствах в целях максимально эффективного использования человеческого потенциала необходимо трансформировать доминирующую на сегодня, как в стране, так и в мире в целом, авторитарную и манипулятивную модели социального взаимодействия в модель социального диалога. Только социальный диалог и возникающее на его основе социальное партнерство всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей науки, органов управления; деловых кругов; гуманитарной сферы; политических и общественных организаций могут создавать реальные предпосылки для самореализации социума.

Реализацию данного подхода в социальном управлении на общегосударственном и местном уровне предлагается осуществить по схемам, приведенным ниже и в раскрытии терминов Демократия и Самоуправление.

Диалектика взаимодействия в демократической системе управления, где каждый гражданин является активным участником процесса управления, может быть представлена на государственном уровне схемой рис.1. - в виде взаимодействия двух противоположных сторон — государства как окружающей среды (объекта деятельности) и гражданина (субъекта деятельности). Гражданин здесь первичен, поскольку он - источник власти.

Полученное таким образом видение процессов взаимодействия служит основанием для использования в задаче управления развитием Украины схемы, приведенной на рис.2. Цель управленческих решений органа управления в данной схеме - приведение параметров окружающей среды в соответствие эталонным значениям параметров, определяемым органом управления на основе анализа информации.

Приведенная в таблице классификация компонент окружающей среды выполнена на основе государственного нормативного документа «ДБН А.2.2-1-95: Государственные строительные нормы Украины. Состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений. Основные положения проектирования». Структурирование относительно условно, поскольку возможно одновременное пребывание каждого элемента среды в нескольких подсистемах, в каждой из которых он представлен в соответствующем качестве. Такого же рода условность свойственна и дальнейшему структурированию вглубь исследуемого объекта.

 

 

СТРУКТУРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Природная среда

Техногенная среда

Социальная среда

Компоненты

Компоненты

Компоненты

Геологическая среда

Промышленные объекты

Ценности

Воздушная среда

Сельскохозяйственные объекты

Духовная сфера

Водная среда

Жилищно-гражданские объекты

Социальная сфера

Почва

Наземные и подземные сооружения

Общественно-политическая сфера

Растительный и животный мир, заповедные объекты

Объекты социальной организации территории

Хозяйственная сфера

Микроклимат

Памятники архитектуры, истории и культуры

 

 

©2005 Все права защищены.