Общественно-политическая орбита Харькова
Проект «МАНИФЕСТ»
Идеология   Организация   Действие     Форум     Новости
Главная / Идеология / Терминологический... /

Свобода - Синтез

 

 

Свобода - способность и возможность человека действовать по-своему, в соответствии с внутренними мотивами и поставленными перед собой целями.

Абсолютной свободы не существует, она всегда конкретна и относительна, имеет внутренний и внешний аспекты, как свобода в мыслях и свобода в действиях. Человек может быть свободен в чем-то одном и несвободен в другом, быть внутренне свободным, находясь в заточении, и быть внутренне закрепощенным, пребывая на воле. В зависимости от состояния психики человека и от объективных условий и конкретных обстоятельств характер и степень ощущаемой и реализуемой им свободы может существенно разниться – от свободы в выборе целей благодаря внутренней свободе и свободе в выборе средств до свободы приспособления к окружающей действительности, какой бы неприемлемой она для него ни была.

Анализу категории «свобода», обретшей в последние столетия наиболее громкое общественное звучание, и сущности связанных с ней социальных явлений уделялось в истории обществоведческой мысли особое внимание. Свобода – один из главных вопросов европейской философии, осознание и толкование которого наиболее полно осуществлено в классической немецкой философии – в трудах И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля и др.

Традиционно анализ проблемы свободы сводился к рассмотрению ее внутреннего аспекта - свободы воли человека, ее обусловленности, т. е. уяснению того, насколько самоопределяем или детерминирован человек в своих действиях. Ожесточённые споры, ведущиеся вокруг свободы воли со времён Сократа, вызваны особой жизненной значимостью этой проблемы, ибо от её решения зависит признание ответственности человека за свои поступки. Если каждое действие строго предопределено (божественным или другим, неосознаваемым человеком, образом) и не может быть иным, чем оно есть, то его нельзя вменить в вину или поставить в заслугу. Но, с другой стороны, представление о воле как ничем заранее не обусловленной «конечной причине» действия предполагает разрыв причинного ряда явлений, отрицание сложных взаимозависимостей и взаимообусловленностей, свойственных мирозданию.

Вместе с тем, продолжая многовековую дискуссию о детерминированности воли человека и оставив этот вопрос открытым и по сей день, мировое сообщество, будучи вынужденным как-то реагировать на потребности общественного развития и определенным образом выстраивать систему социальных регуляторов (правовых, моральных и т.д.), изначально руководствовалось в своей практической деятельности презумпцией ответственности человека за свои деяния. Т.е. ключевым моментом в деятельности свободного индивида является его умение пользоваться свободой, его способность и готовность нести ответственность за самостоятельно принимаемые решения и самостоятельные действия. Исключение составляют душевнобольные люди, категория которых определяется на основе психологических критериев. Следует отметить, что в силу сложности психологических явлений и их недостаточной изученности имеется определенная условность в проведении той грани, которая отделяет психически здоровых людей от душевнобольных, ответствующих от неответствующих.

В настоящее время по мере развития информационных технологий в вопросе детерминированности воли человека все большее значение обретает манипулятивный аспект – искусственное навязывание людям на сознательном и подсознательном уровнях определенных ценностных моделей, культурных образцов, стереотипов поведения, приводящее к тому, что люди самостоятельно сужают диапазон своего выбора и ориентируют свои устремления определенным образом. На государственном уровне такого рода манипуляция осуществляется, как правило, власть имущими и преследует своей целью удержание ими власти. На межгосударственном уровне манипуляция осуществляется межгосударственными центрами влияния преимущественно в интересах транснационального капитала.

Так сегодня украинскому народу навязывается реализованная в странах «золотого миллиарда» модель «общества массового потребления», которая самим своим названием обозначает ее исключительную направленность на рост потребления, в ущерб духовности. Приверженцами этой односторонней, сугубо потребительской модели развития общества вполне естественно являются представители частного капитала, прибыль которых напрямую зависит от уровня потребления произведенных на их предприятиях товаров и услуг. Поэтому вся аудиовизуальная среда человека, все, что он слышит и видит, перенасыщено бизнес-рекламой - «двигателем экономического прогресса», и иными средствами воздействия на психику человека, на его подсознание, инстинкты, порабощая и примитивизируя человека, низводя его до уровня животных и побуждая в нем чрезмерное стремление к потреблению, жажду богатства, власти. Таким образом, общество в целом оказывается жертвой манипуляции со стороны его самой активной, предпринимательской части.

В силу данного обстоятельства, как показывают многочисленные социологические исследования, население именно стран материального благополучия зачастую лишено веры в будущее и чувство оптимизма, без которых общество вряд ли можно назвать успешным. Более того, устроенная экономически развитыми странами изматывающая человечество гонка за миражом материального превосходства уже сегодня привела к тому, что постоянный стресс, сопутствующий эту гонку, делает все больше людей пациентами психиатрических клиник, толкает их на самоубийство, лишает радости семейного счастья и желания иметь детей. Сопутствующий эти явления демографический кризис ставит под угрозу само существование этих стран.

В целях предотвращения негативных последствий для Украины от некритичного заимствования западных моделей общественного развития и сохранения духовных, социокультурных традиций украинского народа необходимо обеспечить доминирующее влияние общества на проводимую в стране информационную политику и содействовать развитию у граждан Украины критического мышления. Кроме того, учитывая глобальный, общемировой характер духовного кризиса вполне естественным образом встает вопрос о сотрудничестве в этом плане с Россией и Белоруссией, которые объединены с Украиной в цивилизационном плане своим собственным подходом, самобытным историческим путем с общими корнями, сформировавшими своеобразный менталитет народа, основанный на приоритете духовно-нравственных ценностей над меркантильно-экономическими, доминирующими на Западе. Этот цивилизационный выбор для Украины жизненно важен, поскольку сохранить духовный потенциал нашего народа, уничтожаемый сегодня экспансией западной масс-культуры, а затем и приумножить его в условиях глобализации можно будет только объединенными усилиями.

Надежды на успех реализации в Украине идеи культурного сопротивления и противостояния доминанте бездуховности следует связывать, в первую очередь, с ментальными особенностями нашего народа, к числу которых, наряду с вышеуказанным приоритетом духовности, следует отнести и особый склад этой духовности, содержащей в своих глубинах безудержно-стихийную волю - основу сильнейших человеческих чувств и стихийно-бессознательных поступков. Венец этих чувств - любовь - сладкая несвобода, одновременно и порабощающая и не признающая каких-либо внешних границ и пределов, живущая своими внутренними законами - законами любви.

Воля как колоссальный по силе порыв, ведущий к стихийно-бессознательным поступкам и отрицанию всяких пределов и границ – это не только имевшееся в истории освобождение от социального гнета, но главным образом раскрепощение души, конечным итогом которого может стать обретение внутренней духовной свободы. Воля необходима как этап на пути к истинной внутренней свободе. Перефразируя А. Пушкина, без воли нет и свободы.

Внешний аспект свободы человека - наличие у него материальных средств для достижения поставленных целей и совокупность природных, техногенных и социальных факторов являют собой систему возможностей и ограничений, выступающих в качестве исходных данных при выстраивании стратегии по достижению поставленной человеком цели и решении соответствующих задач выбора. В целом же объем свободы, которой в каждую конкретную историческую эпоху обладают люди, с учетом ее внутреннего и внешнего аспектов определяется уровнем развития производительных сил, социальным и политическим строем данного общества, степенью познания людьми объективных процессов в природе и обществе, а также их ценностными ориентациями. Свобода тем больше, чем лучше люди сознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находится в их распоряжении, чем в большей мере совпадают их интересы со стремлениями больших масс людей, общественных классов и с объективными тенденциями общественного прогресса.

Осознанная необходимость учета всех вышеуказанных факторов в реализации внутренних волевых импульсов принципиально отличает свободное поведение человека от поведения животных. Свободная сознательная деятельность, по определению Маркса, составляет родовой признак человека, выделяющий его среди животных, а сама свобода, которой обладают люди в каждую данную эпоху, является необходимым продуктом исторического развития; «Первые выделившиеся из животного царства люди были во всем существенном так же несвободны, как и сами животные; но каждый шаг вперед по пути культуры был шагом к свободе» (Энгельс Ф.). Несмотря на все противоречия общественного развития, оно сопровождается в общем и целом расширением рамок свободы личности. Причем если объём человеческой свободы может служить одной из мер общественного прогресса, то, в свою очередь, его темпы непосредственно зависят от степени свободы, которой располагают люди в процессе своей деятельности.

Как в разворачивании данной тенденции, так и в протекании исторического процесса в целом свобода присутствует в необходимости в виде непрерывной цепи свободы выбора, которая была осуществлена людьми в прошлом и привела общество к его данному состоянию, и необходимость, в свою очередь, присутствует в свободе в виде объективных обстоятельств и не может претвориться в жизнь иначе как благодаря свободной деятельности людей. Таким образом, наличие объективных закономерностей развития общества (исторический детерминизм) совершенно не отрицает свободу выбора в общественной деятельности людей, но предполагает её и включает в себя как её результат.

На протяжении всей истории человечества борьба людей против социальных ограничений своей свободы, в какие бы идеологические формы она ни облекалась, была могучей движущей силой общественного прогресса. Требования свободы и равенства были взаимно обусловлены, хотя обосновывались идеологами различных классов по-разному. Накануне буржуазных революций в Западной Европе и Северной Америке они были провозглашены как естественное право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Под лозунгом «Свобода, равенство, братство!» прогрессивная буржуазия повела за собой народные массы на борьбу против феодализма. Однако реальное осуществление этих принципов в полной мере не реализовано по сей день ни в странах буржуазной демократии ни в странах, ставших на путь коммунистического преобразования общества.

Объективные условия подлинной свободы реализуются только в результате ликвидации в обществе антагонизмов и выстраивания взаимодействия между людьми на принципах социального диалога и социального партнерства. Когда на смену стихийным процессам в обществе приходят согласованные действия субъектов общественного развития, в значительной мере исключающие непредвиденные экономические и социальные последствия, общественная деятельность людей становится подлинно свободным и сознательным историческим творчеством. Как писал Энгельс, «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в преобладающей и все возрастающей мере и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» («Анти-Дюринг», 1966, с. 288). Вместе с тем для того, чтобы в полной мере была достигнута индивидуальная свобода, цели, которые ставит перед собой каждая отдельная личность, должны согласовываться с интересами остальных составляющих общество людей. Одновременно с этим каждый член общества приобретает реальные возможности для всестороннего и полного развития заложенных в нём способностей и талантов, для свободного доступа к накопленному человечеством опыту, знаниям и остальным духовным ценностям, обладая при этом свободным временем для овладения ими.

В Украине тема прав и свобод - обязательная в программных документах всех, без исключения партий, включая Коммунистическую партию Украины, использовавшую в своем целеполагании формулу Манифеста коммунистической партии, согласно которой в коммунистическом обществе «... свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 447). Принимая во внимание эту общность в помыслах украинской политической элиты, отражающую в себе историческую необходимость общественного развития, в Манифесте народного единения свобода также является центральным моментом как ключевая предпосылка в обеспечении условий для творчества человека на ниве личного счастья. Стратегической целью развития Украины в Манифесте определено - создание всех необходимых условий для свободного развития и общественно-полезной самореализации каждого человека.

 

Себестоимость продукции - совокупность прямых издержек, связанных с производством изделия; все виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции. Состав затрат, включаемых в себестоимость и учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли (дохода), определяется законодательством. Себестоимость, как правило, включает в себя:

·        затраты на материалы;

·        прямые затраты на рабочую силу;

·        переменные издержки: материальные затраты, амортизация основных средств, заработная плата основного и вспомогательного персонала, накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией.

 

Секуляризация - процесс сужения сферы функционального влияния религии, церкви на жизнедеятельность социума, индивида, освобождение сегментов их жизни от опеки религиозных институтов, от религиозно-церковного санкционирования.

 

Синергетика - научное направление, которое занимается изучением нелинейных процессов в сложных (в большинстве случаев самоорганизованных) системах в природе, обществе, технике. В синергетике путем междисциплинарных исследований выявляют закономерности функционирования самоорганизующихся систем.

Примером использования синергетики в общественно-политической сфере является изучение такого явления, как «общественное мнение». Известно, что в социально-психологических экспериментах с группами индивидов мнение одних членов группы в большинстве случаев существенно влияет на мнение других членов группы. Возникает так называемое коллективное явление. Такие явления характерны для многоэлементных систем, когда поведение какого-либо из элементов невозможно описать отдельно от поведения других элементов этой же системы, поскольку значительную роль в функционировании системы играет взаимовлияние.

 

Синтез - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, систему, которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.

©2005 Все права защищены.