Общественно-политическая орбита Харькова
Проект «МАНИФЕСТ»
Идеология   Организация   Действие     Форум     Новости
Главная / Идеология / Терминологический... /

Право - Проблема

 

 

Право - социальная норма, обеспечивающая индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно право).

В силу того, что каждый индивид является одновременно членом различных социальных общностей, т.е. принадлежит к Homo sapiens, является гражданином государства, членом территориальной общины, трудового коллектива, политической или общественной организации, семьи и т.д., он наделяется каждой из этих общностей соответствующими правами (и обязанностями).

Как представитель Homo sapiens индивид наделяется правами человека, которые по существу своему определяют правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания к государству в экономической, социальной, политической и культурной сферах. Права человека, находя свое отражение в международных правовых документах, содержат в своей основе естественные права на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению и т.д., которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством. Свободное и эффективное осуществление прав человека является одним из основных признаков гражданского общества и правового государства.

Как гражданин государства индивид наделяется правами гражданина. В правовом государстве, к которым относится и Украина, права гражданина в обязательном порядке содержат в своей основе права человека, а также включают в себя дополнительные права, обеспечение которых берет на себя государство. В Украине права гражданина декларируются Конституцией Украины в ее втором разделе «Права, свободы и обязанности человека и гражданина». Кроме того, в статье 22. данного раздела оговаривается, что «Права и свободы человека и гражданина, закрепленные настоящей Конституцией, не являются исчерпывающими», т.е. они могут быть дополнительно расширены посредством принятия соответствующих законов.

Все иные виды прав индивида оговариваются в различных нормативно-правовых актах - законах, уставах территориальных общин, уставах политических и общественных организаций, уставах предпринимательских структур, коллективных договорах, брачных контрактах и т.д.

Принципиально важным моментом, с позиции содержательного наполнения прав, является уяснение их первоисточника и определение того правотворческого (правоустанавливающего) органа, который формализует право, придаст ему внешнее выражение.

Наиболее сложной в данном аспекте является ситуация с правами человека, поскольку уяснение их первоисточника напрямую зависит от занятой мировоззренческой позиции - религиозной или атеистической. Одни возводят наиболее высокие из человеческих прав к душе и Богу. Другие видят первоисточник в естественной человеческой природе, в конституирующих человеческий род основополагающих потребностях: в поддержании жизни, безопасности, в свободе от насилия и социально неоправданных ограничений, уважении человеческого достоинства и т.д.

Современное понимание прав человека восходит к идеям естественного права, возникшим в глубокой древности. Еще софисты (Ликофрон, Алкидам) в V-IV вв. до нашей эры утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые обусловленные природой естественные права, с которыми должны сообразовываться государственные законы. Эти идеи получили развитие и религиозное обоснование в раннем христианстве, согласно которому создание человека Богом по своему образу и подобию обусловливает принципиальную свободу и равенство всех людей. В период феодализма идеи равенства от рождения всех людей были отвергнуты и воцарилось понимание прав как привилегий, дарованных монархом подданным.

Лишь в XVII в. происходит возрождение и либеральное переосмысление концепции естественного права, положившее начало современному пониманию прав личности. Виднейшие представители либерализма: Локк, Гроций, Монтескье, Джефферсон, Смит, Бентам, Милль и др. обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению и некоторых других как естественных, неотъемлемых (неотчуждаемых) и священных прав человека, существующих независимо от государства и охраняемых им.

При этом естественность прав рассматривается как их присущность человеку от рождения; неотъемлемость - как их имманентность индивиду как живому существу, без наличия которых создается угроза утраты им специфических человеческих качеств, делающих индивида подлинным социальным субъектом, членом общества; священность - как их высочайшее уважение и почитаемость вследствие высшего ценностного статуса или даже божественного происхождения, дарованных человеку Богом.

Впервые либеральная концепция прав человека нашла свое систематизированное юридическое выражение в 1976г. в Вирджинской Декларации, положенной в основу Билля о правах конституции США 1789г. В этом же, 1789г., основополагающие права: свобода личности, право на собственность, безопасность и сопротивление угнетению были конституционно закреплены во Французской Декларации прав человека и гражданина.

Однако либеральные права обеспечивали личности только лишь индивидуальную свободу и равенство всех перед законом, но не материальное (социальное) равенство, что не позволяло большинству граждан воспользоваться свободами в силу отсутствия у них материальных возможностей и превращало использование многих из свобод в фактическую привилегию имущих классов. В XX веке либеральные права были дополнены социально-экономическими правами, гарантирующие каждому достойные условия существования: право на труд, социальное обеспечение, достойный уровень жизни и др.

Впервые этого рода права получили международное признание во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.

Свое дальнейшее развитие они получили в серии международных документов, одобренных 16 декабря 1966г. Генеральной Ассамблеей ООН, включающей Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (с факультативным протоколом). Пакты о правах человека - важнейшие международно-правовые акты в области защиты прав человека. В отличие от предшествовавшей им Всеобщей декларации прав человека ООН они возлагают на государства, ратифицировавшие их, юридические обязательства по соблюдению провозглашенных прав.

В целом всю сформированную на сегодня совокупность прав человека принято делить на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические. К настоящему времени в международном праве оформилась отрасль, посвященная правам человека, - международное гуманитарное право.

Таким образом, мировое сообщество, не прекращая дискуссию о первоисточнике прав человека и продолжая творческий поиск истины, уже приступило к их поэтапной формализации, определив правотворческим органом Генеральную Ассамблею ООН.

Первоисточником власти и прав гражданина в правовом, демократическом государстве является народ.

В Украине этот факт засвидетельствован в Конституции - как утверждением ее от лица народа, так и обозначением в ней народа источником власти. Однако то обстоятельство, что Конституция Украины в действительности была принята отнюдь не благодаря воле народа, а в результате прессинга Президента Украины, вынудившего Верховную Раду пойти на компромисс, не стоит обольщаться столь высоким слогом основного закона страны. На сегодня реальным, а не номинальным первоисточником прав являются Верховная Рада и Президент Украины. Они же являются и двуединым правотворческим органом.

В указанном обстоятельстве, характерном в том или ином виде для всех стран, и кроется основная причина возникновения противоречий между так называемым позитивным правом, т.е. правом, действующим в настоящий момент и получившим выражение в нормах, установленных или признанных государственной властью, и естественными правами человека. Узурпация органами государственной власти одновременно функций и первоисточника прав и правотворческого органа с неизбежностью приводит к ущемлению прав человека и гражданина. Это противоречие реально всегда существует и приводит к конфликтным ситуациям между гражданами и государственными органами. В связи с этим мировое сообщество в целях защиты прав человека практикует использование института уполномоченных по правам человека и поддерживает деятельность международных правозащитных организаций.

В Украине интересы индивида в его конфликте с государственными органами может представлять Уполномоченный по правам человека, избираемый Верховной Радой. В случае невозможности удовлетворить свои притязания к государству на национальном уровне индивид имеет возможность обратиться за помощью к международным инстанциям.

В целях содействия развитию демократии и превращению Украинского народа в реальный первоисточник власти и прав, предлагается конституировать в Украине еще один государственный институт - Конституционную ассамблею (см. Демократия).

За годы независимости в Украине создана разветвленная система прав человека и гражданина, дифференцированная по отраслям права, каждая из которых имеет свой предмет регулирования и обладает специфическими чертами (напр., гражданское право, конституционное право, семейное право, трудовое право, уголовное право), подотрасли (авторское право, наследственное право и др.), межотраслевые комплексы юридических норм (банковское право, предпринимательское право).

Однако, к сожалению, граждане Украины повсеместно сталкиваются с ситуацией, когда они оказываются не в состоянии реализовать свои законные права. И причиной этому, наряду с ограниченностью государственных ресурсов, служит зачастую то обстоятельство, что механизмы реализации прав находятся, по большей части, в ведении исполнительных органов. Т.е. большая часть процедурных моментов по реализации прав прописывается в так называемых нормативно-правовых актах исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. А это с неизбежностью приводит к далеко небескорыстной бюрократизации и фактическому лишению граждан прав и свобод. Это особенно наглядно видно по ситуации с предпринимательством, более 2/3 нормативно-правовых актов в отношении которого (по оценке Президента Украины) порождено исполнительными и контролирующими государственными органами.

В целях предотвращения указанных явлений предлагается законодательным образом провести четкое разграничение между нормативно-правовыми и иными актами, отнеся к первым исключительно акты, устанавливающие права гражданина и механизмы их реализации, и определив единым правотворческим органом на государственном уровне Верховную Раду. Аналогичные меры необходимо принять и на местном уровне, где первоисточником прав должны стать местные общины, а местными правотворческими органами должны быть исключительно местные советы. За исполнительными органами должны быть оставлены исключительно исполнительные функции.

 

Предвидение - научное, обоснованное предположение о будущем состоянии явлений природы и общества или о явлениях неизвестных в настоящий момент, но поддающихся выявлению.

 

Предикат - логическое сказуемое, указывающее - в узком смысле - на свойство отдельного предмета (напр., «быть человеком»); в широком смысле - на свойство множества, напр., «быть родственником». Предикаты в широком смысле называются также отношениями.

 

Предрассудок - мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления; иррациональная компонента общественного и индивидуального сознания.

 

Представление - образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ созданный продуктивным воображением. В отличие от восприятия представление поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с понятием.

 

Презумпция - предположение, признаваемое истинным, пока не доказано обратное. Презумпция невиновности (в судопроизводстве: положение, согласно которому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке).

 

Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность Прекрасное отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что оно связано с определённой чувственной формой и обращается к созерцанию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, восприятие Прекрасного носит бескорыстный характер.

 

Проблема - в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.

 

©2005 Все права защищены.