Общественно-политическая орбита Харькова
Проект «МАНИФЕСТ»
Идеология   Организация   Действие     Форум     Новости
Главная / Идеология / Терминологический... /

Мораль - Мышление

 

 

Мораль (нравственность) - социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.

От других форм регулирования массовой и индивидуальной деятельности/поведения (право, государственные декреты, народные традиции и т.п.) мораль отличается способом обоснования и осуществления своих требований. В морали общественная необходимость, потребности, интересы, ценности общества, классов и иных социальных групп выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения.

Каждой социальной общности (нация, класс, религиозная община, политическая партия, трудовой коллектив, семья, криминалитет…) свойственна своя система моральных норм. Учитывая, что в современном обществе каждый человек выступает одновременно в разных ипостасях – гражданин страны, представитель класса, член трудового коллектива, семьи и т.д. – то он вынужден, в конечном счете, руководствоваться сложным комплексом зачастую конфликтующих друг с другом нравственных предписаний и вырабатывать собственные, в чем-то не совпадающие с общепринятыми, нравственные установки.

Общественная мораль, формирующаяся на общегосударственном уровне, является одной из форм общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.

Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, общественная мораль принципиально отличается от него следующими существенными моментами.

1.      Общественная мораль – такая регулятивная система, которая обязательна для каждой формационной и цивилизационной ступени развития общества. Право же является атрибутом только «государственных» формаций, в которых мораль сама по себе не может обеспечить соответствующее данному общественному порядку поведение людей.

2.      Нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, правовые нормы всей силой государственной власти. Соответственно и нравственная санкция (одобрение или осуждение) имеет идеально-духовный характер: человек должен осознать оценку его поведения общественным мнением, принять ее внутренне и скорректировать свое поведение на будущее. Юридическая же санкция (награда или наказание) принимает характер принудительной меры общественного воздействия.

3.      Принципиально отличаются друг от друга и категории правовых и моральных систем. Если основными категориями права выступают законное и незаконное, правомерное и неправомерное, то основными оценочными категориями морали и этики (науки, изучающей моральные отношения и моральное сознание) являются: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни.

4.      Моральные нормы распространяются и на такие отношения между людьми, которые не регулируются государственными органами (дружба, товарищество, любовь и др.).

В классовом обществе особо значимую роль в нравственном выборе человека играет его классовая принадлежность. Мораль принимает во многих своих проявлениях классовый характер не только по своему содержанию, но и по своему субъекту: можно совершенно точно говорить о морали классов господствующих и о морали классов угнетенных. В связи с этим можно выделить исторические типы морали: мораль рабовладельцев и мораль рабов, мораль феодалов и мораль крепостных крестьян, мораль буржуазии и мораль пролетариата.

Вместе с тем, при анализе морали и оценке ее конкретных форм одинаково вредно и ошибочно как игнорирование классовых аспектов в содержании морали, так и их абсолютизация. Дело в том, что в морали заключено и общечеловеческое, цивилизационное по своему смыслу, ядро, обладающее кумулятивными свойствами: от этапа к этапу оно впитывает в себя и наследует общезначимые высокие нравственные идеалы и благородные моральные принципы.

Под общечеловеческими имеются в виду элементарные (простые) нормы нравственности и справедливости, которые являются отражением в сознании людей реально существующего, сложившегося в течение веков и тысячелетий порядка во взаимоотношениях между людьми. Социальное назначение этих элементарных правил общежития состоит в том, чтобы охранять членов общества от различных эксцессов, угрожающих жизни, здоровью, безопасности, достоинству и благополучию людей. Простые нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость, тактичность и т.д.

Среди нравственного наследия человечества большую ценность представляют и требования высокой профессиональной этики. История показывает, что в действительности не только каждый класс, но даже каждая профессия имеет свою собственную мораль. Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его - к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и, в конечном счете, к обществу в целом.

Люди разных профессий трудятся в не совсем одинаковых практических, конкретно-социальных условиях. У одних профессий совершенно отсутствует живой объект труда, у других он есть и к. тому же различен (больные у медицинских работников, обучаемые у педагогов, зрители и слушатели у деятелей искусств, правонарушители у юристов). Не совсем одинаково складывается внутри определенных профессий и отношение к сотоварищам по труду. Таким образом, профессиональная сфера деятельности вызывает определенную модификацию нравственной психологии индивидов.

Как самостоятельный социальный феномен следует рассматривать и иные виды групповой морали: корпоративная этика трудовых коллективов, этика семейных отношений и т.д.

 

Мораль христианская - совокупность представлений и понятий о нравственном и безнравственном, нашедших свое отражение в христианских заповедях, в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

В соответствии со Священным Писанием Ветхого и Нового Заветов первоначалом христианской нравственности является объединяющая всех святая любовь, или вдохновение любви и святой жизни. Тот, кто обрел дар любви, живет уже не по своим влечениям и соображениям, а по внушению Божию, являясь храмом Святого Духа, и может повторить за Апостолом “уже не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2,20). Такой человек усыновлен Богу Отцу, он — святой, в силу чего говорят, что цель христианской жизни есть святость, соединение с Богом и с другими людьми по подобию Троичного единосущия, приобретение Святого Духа или Его благодатных даров. А наибольший из даров Святого Духа - это и есть святая любовь.

Согласно Священному Писанию Закон Божий был дан людям следующим образом. Когда народ еврейский чудесно был освобожден от рабства египетского, тогда на пути в обещанную им землю, в пустыне, на горе Синай, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал Закон через вождя израильтян пророка Моисея.

Будучи впоследствии написанными на двух скрижалях, или каменных досках, главные и всеобщие десять заповедей этого Закона, являя собой суть раскрытие глубинного смысла святой любви в ее двух видах, то есть любви к Богу и любви к ближнему, предписывают два соответствующих рода обязанностей.

О взаимном соотнесении этих двух видов любви (а соответственно, и обязанностей) говорил Господь Иисус Христос. На вопрос фарисея: «Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?» — Он отвечал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22,36-40).

Все люди являются ближними друг другу. Любить надо всех, я том числе и врагов своих - «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). Потому что все — создания Единого Бога и произошли от одного человека. Но родственные по вере сугубо (вдвойне, особенно) близки христианам как чада единого Отца Небесного по вере в Господа Иисуса Христа.

Нет заповеди о любви к самому себе потому, что и без заповеди, по природе, «никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф. 5,29). Что касается обязанностей (по отношению) к самим себе, то они заключаются в заповеди о должностях к ближним (об обязанностях по отношению к ближним), потому что ближнего любить следует так же, как самого себя.

В любви к Богу, ближнему и к самому себе должен быть следующий порядок. Любовь к себе следует приносить в жертву любви к ближним: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). А любовь к себе и к ближним нужно приносить в жертву любви к Богу. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, — говорит Иисус Христос, — не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более Меня, не достоин Меня» (Мф. 10,37).

Хотя весь Закон заключается в двух заповедях, но они, тем не менее, разделены на десять, чтобы яснее представить обязанности человека к Богу и ближнему. Обязанности по отношению к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним предписываются в последних шести заповедях:

1.         Я Господь, Бог твой - да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2.         Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

3.         Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4.         Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему.

5.         Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

6.         Не убивай.

7.         Не прелюбодействуй.

8.         Не кради.

9.         Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10.     Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Заповеди эти были даны народу израильскому, но ими руководствуются и христиане, потому что, в сущности, они есть тот же Закон, который, по словам Апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, дабы все поступали по нему.

 

Моральный кодекс строителя коммунизма - основные принципы коммунистической нравственности. К этим принципам, как они сформулированы в Программе КПСС, принятой на XXII съезде партии в 1961 г., относятся:

1.      Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.

2.      Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.

3.      Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния.

4.      Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов.

5.      Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного.

6.      Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.

7.      Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

8.      Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей.

9.      Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.

10.  Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни.

11.  Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов.

12.  Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

 

Моральный кодекс (законы) юных пионеров Советского Союза - нравственные принципы, на основе которых строилась система детского воспитания в СССР и функционировала созданная 19 мая 1922 г. Всесоюзная пионерская организация им. В.И. Ленина. В состав этих принципов входят:

1.      Пионер любит свою Родину, Коммунистическую партию Советского Союза. Он готовит себя к вступлению в члены ВЛКСМ.

2.      Пионер чтит память тех, кто отдал свою жизнь в борьбе за свободу и процветание Советской Родины.

3.      Пионер дружит с детьми всех стран мира.

4.      Пионер прилежно учится, дисциплинирован и вежлив.

5.      Пионер любит трудиться и бережет народное добро.

6.      Пионер - хороший товарищ, заботится о младших, помогает старшим.

7.      Пионер растет смелым и не боится трудностей.

8.      Пионер говорит правду, он дорожит честью своего отряда.

9.      Пионер закаляет себя, каждый день делает физкультурную зарядку.

10.  Пионер любит природу, он - защитник зеленых насаждений, полезных птиц и животных.

11.   Пионер - всем ребятам пример.

 

Мотивы - то, что внутренне побуждает деятельность человека и социальные общности, ради чего она совершается. В психологии термин «мотивы» применяется для обозначения различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта.

В психологии, социальной психологии и общественных науках существуют различные подходы к анализу мотивации человеческой деятельности. И на сегодня еще не выработан какой-либо единый общепризнанный системный взгляд на все многообразие мотивов, побуждающих деятельность человека и действующих в современном обществе.

Наиболее подходящим для решения задач социального проектирования представляется подход, в котором систематизация мотивов деятельности осуществлена посредством их подразделения на потребности, интересы и ценности, т.е. что человеку нужно, в чем он заинтересован и что ему дорого в жизни, что придает ей осмысленность.

Категории потребности, интереса и ценности образуют некоторый ряд, некоторую последовательность отношений, в которой выражается мера удаленности побудительных сил действия от психофизиологической первоосновы активности человека.

Так, в частности, один и тот же предмет или явление может выступать как в качестве объекта, удовлетворяющего потребность так и вызывающего интерес. Отнесение его к той или иной категории определяется уровнем тяготения к нему человека. Интерес не довлеет на психику человека, вместе с тем заинтересованность в чем-либо или ком-либо выступает в качестве мотива человеческой деятельности. Появление же устойчивой психологической или психофизиологической зависимости от предмета, явления, несущего в себе необходимые потребительские качества порождает потребность в нем.

Интерес может перерасти в потребность и наоборот. Интерес и потребность могут как возникнуть, так и исчезнуть. Неотъемлемыми остаются только витальные (жизненные) потребности.

Ценности выражают в себе в целом жизненную позицию человека и общества, обобщают всю совокупность сформировавшихся потребностей и интересов посредством самых высоких смыслов, пронизывающих собой все сферы жизнедеятельности человека.

В целом потребности, интересы и ценности проявляются так или иначе в каждой из сфер общественной жизни. Экономические интересы, в частности, действуют не только в сфере материального, но и в сфере духовного производства, а на потребительское поведение, которое следует рассматривать как род экономической деятельности, существенное воздействие оказывает система ценностей, выражающаяся в привычках, модах, определенных стандартах потребления. Поэтому целостная картина общественной жизни может быть получена лишь в том случае, если принимаются во внимание все три рода мотивов человеческой деятельности.

 

Мышление - высшая ступень познания, представляющая собой активный процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях, постижение существенных связей и отношений предметов и явлений, творческое созидание новых идей, прогнозирование событий и действий.

©2005 Все права защищены.