Общественно-политическая орбита Харькова
Проект «МАНИФЕСТ»
Идеология   Организация   Действие     Форум     Новости
Главная / Идеология / Терминологический... /

Диалог - Доход

 

 

Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами.

От Сократа идет традиция понимания диалога как разновидности спора, в котором утверждение собственной позиции является задачей, подчиненной более высокой цели, а именно - признанию принадлежности (своей и оппонента) миру истины, являющейся для обеих сторон одинаковой ценностью. В ХХ веке, благодаря трудам Мартина Бубера, Михаила Бахтина и других, произошло доосмысление понятия «диалог», которое стало пониматься как взаимодействие, в котором исходный субъект, вступая в разговор с другим субъектом, считает его равным себе, имеющим такие же основания на свою позицию, свои мысли и стремления, и выигрывает от отношения к другим как к субъектам, получая взамен реальные результаты, информацию, психологическую и моральную поддержку.

Наряду с этим, в истории общественной мысли диалог понимался и как форма конфликтного, полемического общения двух субъектов, не надеющихся на взаимное понимание.

Таким образом, диалог может пониматься и как форма социального взаимодействия, выражающая стремление субъектов утвердить собственные цели и ценности и, тем самым, подорвать позиции оппонента, и как разновидность самовыражения субъектов, сориентированных на взаимосогласование позиций и интересов. Вторая форма диалога является перспективной, характерна для открытого общества, открытых политических систем и идеологий, способных к усвоению контраргументов и для которых рассмотрение политических явлений с точки зрения двух и более смыслополаганий ведет к обогащению собственных позиций, синтезу новых идей и поиску политического компромисса.

При всей специфике развертывания диалогического взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности человека, последнее, чтобы быть эффективным, должно, по всей видимости, подчиняться некоторым универсальным принципам, применимым в любой из них. Воспользовавшись одним из принятых в науке терминов (как, например, «лингвистические универсалии»), эти принципы можно назвать диалогическими универсалиями. Их выделение полезно, помимо прочего, тем, что облегчает «межобластной перенос» удачных находок в установлении и поддержании гуманистически ориентированных социальных отношений.

К числу указанных диалогических универсалий можно отнести следующие принципы:

·        Принцип уважения к партнеру, к его мнениям и решениям, к его свободе и достоинству. Этот принцип предполагает искреннее признание того, что интересы и стремления партнера не менее важны, его мысли и взгляды не менее интересны и ценны, чем мои (наши).

·        Принцип принятия партнера таким, каким он есть, и вместе с тем ориентации на его наивысшие достижения (реальные и потенциальные), на открывающуюся перед ним перспективу.

·        Принцип уважения к себе - как принципиально такое же отношение к самому себе как уважение к партнеру, его принятие, ориентация на открывающуюся перед ним перспективу.

·        Принцип толерантности, которую не следует отождествлять со всеядностью, неразборчивой готовностью согласиться с любыми воздействиями. Сущность толерантности как атрибута эффективного диалогического взаимодействия состоит не в безоглядном принятии всего что угодно, а в презумпции приемлемости: выдвинутая партнером идея по крайней мере принимается к обсуждению, его поступок по крайней мере не отвергается как недопустимый, пока и поскольку не обоснована их неприемлемость с точки зрения норм, признаваемых всеми участниками диалога.

·        Принцип нацеленности на некий общий результат диалога («сухой остаток»), поскольку участников диалога объединяют не только нормы, которых они придерживаются, но и цель (познавательная, эстетическая, экономическая, миротворческая либо еще какая-либо), к которой они стремятся и ради достижения которой они, собственно, и вступили в диалог. Естественно потребовать, чтобы диалог и даже каждый его этап, пусть ненамного, пусть на шаг, - но приближали к достижению указанной цели.

 

Диалог культур - термин, отражающий ситуацию общения культур, которая особо актуализировалась в XX веке, когда глобализация мировых общественных связей кардинальным образом обострила проблему сохранения мирового культурного многообразия и приумножения культурного наследия всех народов мира.

Субъектами диалога культур можно считать не только отдельных представителей народов, но и, допуская несколько метафорическое словоупотребление, целые подсистемы культуры, такие как наука, искусство, религия, направления внутри них.

Вследствие обеспокоенности мирового сообщества распространением в мире идеи глобального «столкновения цивилизаций» по инициативе Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в 2004г. был подготовлен «Доклад о развитии человека 2004: Культурная свобода в современном многообразном мире». Ключевой тезис Доклада гласит о том, что в наши дни, когда вновь обретают значение поиски ответа на старые вопросы о том, как сглаживать и преодолевать конфликты на языковой, религиозной, культурной и национальной почве, насаждение чьего-либо культурного доминирования является одной из основных угроз для мира и стабильности.

С позиции данного тезиса Доклада ООН стоящую перед Украиной задачу консолидации многонационального Украинского народа чрезвычайно важно осмысливать и решать не в опоре на некую искусственно конструируемую и насаждаемую «общеукраинскую» модель, а в свободном диалоге культурных смыслов, которые определяют этнографическое и интеллектуальное своеобразие Слобожанщины и Галичины, Надднепрянщины и Подолья и т.д.

 

Диалог логик (дискурс) - специально организованный диалог ученых и специалистов, руководствующихся в своей научно-познавательной деятельности отличающимися логическими моделями (парадигмами, подходами и т.д.), имеющий своей целью совместную выработку многопозиционного видения сложных общественных явлений, анализ социальной проблематики, разработку социальных проектов. Необходимость в организации такого рода диалога возникает при решении особо ответственных задач социального проектирования, требующих максимального снижения вероятности фундаментальных просчетов.

Как показывает имеющаяся практика, диалог логик может быть реализован в рамках диалогового семинара посредством последовательного выполнения следующих технологических операций:

·        подбор коллектива, члены которого представляют основополагающие методологические подходы в требуемой области социального познания.

·        определение базисных логик, в рамках которых формируется первичное видение исследуемого социального объекта (базисные варианты).

·        диалог подобранного коллектива в рамках обсуждения исследуемого социального объекта с использованием в качестве отправных позиций базисных вариантов.

Данная технология позволяет заказчикам социального проекта, участвуя в диалоге, сформировать некое обобщенное видение, степень адекватности которого объекту зависит практически только от уровня представительства логик и уровня организации диалога, а не от выбора базисного варианта, как это имеет место быть при обычном проектировании. В соответствии с данным принципом, создающим предпосылки для формирования объективного видения проблематики, проектирование осуществляется посредством диалогового сопоставления различных представлений, выработанных на основе соответствующих теоретических, логических подходов. Реализация этого сопоставления в процессе соответствующим образом организованных семинаров завершается выработкой итогового документа на основе консенсуса. Междисциплинарный характер такого диалога находит отражение в создании и развитии соответствующей терминологической базы и системы логических координат, в которой термины увязываются в единое целое. При необходимости фиксируется различие между общефилософским и общесоциологическим значением используемых терминов и их специальным применением в той или иной области знания, профессиональной и практической деятельности или в частной научно-методологической концепции.

Из вышеизложенного следует, что методология диалога логик, будучи методологией логического взаимообоснования, является универсальным самооптимизирующимся в процессе проектной деятельности вариантом мультипарадигмальной методологии социального познания.

 

Диалог социальный - диалог социальных групп, преследующий своей целью согласование и гармонизацию их интересов.

Субъектами (партнерами) социального диалога могут выступать индивидуальные и коллективные субъекты экономической, политической, общественной деятельности, самые разнообразные социальные общности - этнические, конфессиональные, профессиональные и т.д. Допуская несколько метафорическое словоупотребление, можно считать субъектами диалога, в том числе, такие подсистемы культуры, как наука, искусство, религия, направления внутри них.

С точки зрения эффективности (экономической, социальной) реализации своих внутренних потенций социум в целом заинтересован в неуклонном увеличении диалоговой составляющей социального взаимодействия. Особо значим социальный диалог при решении ответственных задач социального проектирования. Его научная организация при разработке социального проекта позволяет наиболее эффективно вырабатывать новые знания и смыслы, в состоянии обеспечить системное взаимоувязывание логики ученых и специалистов с бизнес-интересами деловых людей, духовной позицией гуманитариев, опытом управленцев и особой логикой «искусства возможного», свойственной политическим и общественным деятелям.

Именно диалоговая модель социального взаимодействия в состоянии гарантировать эволюционный путь развития общества. Социальный диалог обеспечивает и высокую динамику общественного развития и не допускает при этом «социальных перегрузок», поддерживает баланс влияния и факторов обновления (модернизации) и консервативных начал, конструктивно снимает противоречия «отцов и детей», объединяя при этом энергию молодости и опыт старших поколений.

В совокупности социальный диалог:

·     обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности самореализации социума в целом за счет эффектов внутреннего взаимообогащения субъектов взаимодействия;

·     формирует гуманистический характер отношений между людьми, содержащий в своей основе такие сложившиеся в ходе развития европейской и мировой культуры нравственные ценности, как доброжелательность, взаимное уважение и сотрудничество; где духовная автономия обеих сторон признается безусловной ценностью этих отношений, а ценностный паритет личностных притязаний является обязательной предпосылкой для разрешения всех практических и духовных проблем.

 

Дивиденд - часть прибыли акционерного общества, ежегодно распределяемая между акционерами в соответствии с количеством (суммой) и видом акций, находящихся в их владении. Обычно дивиденд выражается в денежной сумме на акцию. Общая сумма чистой прибыли, подлежащая выплате в качестве дивиденда, устанавливается после уплаты налогов, отчислений в фонды расширения и модернизации производства, пополнения страховых и других резервов, выплаты процентов по облигациям и дополнительных вознаграждений директорам акционерного общества.

 

Диктатура - не ограниченная правом или любыми другими институтами государственная власть, важнейшим способом осуществления которой является вооруженное насилие.

 

Дихотомия - сопоставленность или противопоставленность двух частей целого.

 

Добро и зло - нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщенной форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой - нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

 

Добродетель - положительное нравственное качество, высокая нравственность.

 

Договор общественный - социально-философское, правовое и политологическое учение о происхождении, сущности и функциях государства, согласно которому возникновение государства объясняется как следствие добровольного соглашения граждан, которые делегируют государству свои основные права.

 

Доктрина политическая - основополагающий принцип деятельности субъектов политического процесса, основанный на определенной политической идеологии.

 

Доход - экономическая выгода, полученная в результате использования имущества и иных активов, выраженная в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Как правило, это поток денег или общая сумма денег, поступающая субъектам экономической деятельности в виде заработной платы, жалования, ренты, дивидендов, процентов, предпринимательской прибыли в течение определенного периода (за год).

©2005 Все права защищены.