Главная
/
Идеология
/
Методология проектирования
Методологические основания проекта
по разработке и реализации национальной идеи Украины
(совершенствуются и дорабатываются методологической группой проекта)
В рамках данного проекта национальная идея общества рассматривается как первооснова социального проектирования, содержащая во взаимообусловленности идеальные представления о будущем общества и средства проектной реализации данных представлений, в своей совокупности достаточные для формирования взаимоувязанных заданий к программам, планам и проектам общественного развития.
Методологические основания проекта выстраиваются на базе универсального методологического принципа диа-логичности (логического взаимообоснования или диалога логик), применяемого как при выработке самой методологии социального проектирования, так и при разработке на ее основе проекта национальной идеи и соответствующих социальных проектов.
В соответствии с данным принципом выработка методологии и исследование социальной системы осуществляется посредством диалогового сопоставления различных представлений, сформированных на основе соответствующих логических подходов.
Междисциплинарный характер такого диалога находит отражение в необходимости создания и развития соответствующей терминологической базы и системы логических координат, в которой термины увязываются в единое целое. При необходимости фиксируется различие между общефилософским и общесоциологическим значением используемых терминов и их специальным применением в той или иной области знания, профессиональной и практической деятельности или в частной научно-методологической концепции.
Применение данного принципа к разработке национальной идеи Украины выражается в составлении специального терминологического словаря, с которым в дальнейшем должны соотноситься конкретные разработки по каждой из указанных сфер анализа.
Разработка и последующая реализация национальной идеи рассматриваются как взаимосвязанные процессы, возможность участия в которых должна быть у всех заинтересованных граждан страны. Стремительное развитие средств электронной коммуникации переводит сегодня эту задачу в разряд реалистичных, и данный проект являет собой такого рода попытку.
Только социальный диалог и возникающее на его основе социальное партнерство всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей науки, органов управления; деловых кругов; гуманитарной сферы; политических и общественных организаций могут создавать реальные предпосылки для реализуемости и эффективности проектов общественного развития.
Научно организованный социальный диалог субъектов общественного развития в состоянии обеспечить системное взаимоувязывание логики ученых и специалистов с бизнес-интересами деловых людей, духовной позицией гуманитариев, опытом управленцев и особой логикой «искусства возможного», свойственной политическим и общественным деятелям.
Социальное партнерство субъектов процесса общественного развития позволяет наиболее эффективно объединять интеллектуальные, финансовые, материальные и трудовые ресурсы. Социальное партнерство – наиболее демократичный, свободный и социально ответственный современный механизм совместно-разделенной человеческой деятельности по достижению как индивидуальных, так и общезначимых целей.
В совокупности диалоговая модель социального взаимодействия будет содействовать:
· достижению наиболее высокого уровня эффективности самореализации социума в целом за счет эффектов внутреннего взаимообогащения субъектов диалога;
· формированию гуманистического характера отношений между людьми, содержащего в своей основе доброжелательность, взаимное уважение и сотрудничество, что служит обязательной предпосылкой для разрешения всех практических и духовных проблем.
Разработка проекта национальной идеи осуществляется также на основе следующих принципов, логически взаимоувязанных с универсальным принципом диа-логичности:
· принцип субъектности;
· принципы диалектической логики;
· принцип системности.
1. Принцип субъектности
Построение проекта национальной идеи осуществляется на фундаментальном принципе современного гуманитарно ориентированного познания: человек признается субъектом деятельности и (или) межсубъектных отношений, но никогда — объектом воздействия, манипуляции, внешнего администрирования. При таком подходе даже среда обитания, социально задаваемая и преобразуемая в общественной деятельности, выступает не только как объект воздействия, но и как субъект, способный вступать в диалог с человеком через внешние, материализованные, "общедоступные" объекты и через внутренне содержащиеся в нем смыслы.
В соответствии с данным принципом национальная идея должна предполагать одновременное развитие страны (как окружающей среды и объекта преобразующей деятельности ее граждан) и каждого гражданина (субъекта деятельности и самотрансформации) — в их неразрывном единстве.
Данный принцип основывается на том, что:
· все граждане являются субъектами взаимодействия — как непосредственного, так и опосредованного окружающей средой;
· человеческая деятельность представляет собою акт одновременного, неразрывного преобразования объекта своей деятельности и переосмысления, преобразования самого себя как субъекта деятельности.
Применительно к Украине данный принцип раскрывается в соответствии с рис. 1, где отражено взаимодействие каждого гражданина (субъекта деятельности) и окружающей среды — Украины (одновременно субъекта и объекта преобразующего взаимодействия).
На сегодня социальное взаимодействие в Украине описывается тремя основными моделями, свойственными современному обществу и действующими, как правило, одновременно в ситуативном соотнесении:
· авторитарная: исходный субъект (организация) использует другого человека или другую социальную общность как средство реализации своих целей;
· манипулятивная: активный инициатор использует других людей или общность как средство, не отрицая их субъектный статус, но организуя условия деятельности таким образом, что объект манипуляции вынуждается делать запланированное манипулятором, и при этом обычно сам бывает психологически удовлетворен;
· диалогическая: исходный субъект вступает во взаимодействие с другим субъектом и считает его равным себе, имеющим такие же основания на свою позицию, свои мысли и стремления, и выигрывает от отношения к другим как к субъектам, получая взамен реальные результаты, информацию, психологическую и моральную поддержку.
Национальная идея в своей реализации должна обеспечивать неуклонное увеличение диалоговой составляющей социального взаимодействия.
2. Принципы диалектической логики
Принципы диалектической логики отражают наиболее общие закономерности развития природы, общества и человека (его мышления). В соответствии с данными закономерностями источником самодвижения и развития являются диалектические противоречия, взаимодействие противоположных сторон и тенденций предметов и явлений, находящихся во внутреннем единстве и взаимопроникновении.
Разрешение социальных противоречий в соответствии с означенными выше принципами должно осуществляться посредством диалога и должно быть направлено на поиск путей к социальной гармонии. Диалоговое (агональное) взаимодействие - это процесс социального сотворчества, в котором стороны имеют целью не столько отстаивание собственных приоритетов и достижение своих, особенных целей, сколько совместную выработку ценностей жизни и культуры, вписывающихся в круг таких понятий, как счастье, любовь, истина, добро, красота.
3. Принцип системности (системно-структурный подход)
В соответствии с данным принципом Украина рассматривается как сложная самоорганизующаяся социальная система, являющаяся в то же время подсистемой структурных образований более общего уровня: СНГ, и иные межгосударственные образования, в состав которых входит Украина.
Системный подход ставит задачу оптимизации системы в целом, а не только улучшение эффективности входящих в него подсистем, и предполагает анализ функционирования и развития подсистем во взаимосвязи и взаимообусловленности. Взаимодействие системы и подсистем основывается на диалектике взаимоотношений части и целого, обеспечивающей взаимное соответствие направлений развития системы и отдельных ее составляющих. Диалектические основания в системном подходе проявляются также в методологии анализа развития систем через выявление внутренних противоречий находящихся в ней в единстве противоположных сторон. Раздвоение единого — обязательный элемент такого анализа.
Применение принципа системности к анализу государства как сложной системы с выделением в ней, посредством раздвоения, в качестве противоположных взаимодействующих сторон — окружающей среды (объекта деятельности) и гражданина (субъекта деятельности), отражено на рис. 1. Полученное таким образом видение процессов взаимодействия служит основанием для использования в задаче управления развитием Украины схемы, обозначенной на рис.2. Цель управленческих решений в данной схеме - формирование параметров окружающей среды, соответствующих цели, декларированной в национальной идее.
Приведенная в таблице классификация компонент окружающей среды выполнена на основе государственного нормативного документа «ДБН А.2.2-1-95: Государственные строительные нормы Украины. Состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС) при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений. Основные положения проектирования». Структурирование относительно условно, поскольку возможно одновременное пребывание каждого элемента среды в нескольких подсистемах, в каждой из которых он представлен в соответствующем качестве. Такого же рода условность свойственна и дальнейшему структурированию вглубь исследуемого объекта.
СТРУКТУРА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Природная среда |
Техногенная среда |
Социальная среда |
Компоненты |
Компоненты |
Компоненты |
Геологическая среда |
Промышленные объекты |
Ценности |
Воздушная среда |
Сельскохозяйственные объекты |
Духовная сфера |
Водная среда |
Жилищно-гражданские объекты |
Социальная сфера |
Почва |
Наземные и подземные сооружения |
Общественно-политическая сфера |
Растительный и животный мир, заповедные объекты |
Объекты социальной организации территории |
Хозяйственная сфера |
Микроклимат |
Памятники архитектуры, истории и культуры |
|
Рис.1
|