Общественно-политическая орбита Харькова
Проект «МАНИФЕСТ»
Идеология   Организация   Действие     Форум     Новости
Главная / Идеология / Терминологический... /

Дух - Душа

 

 

Дух - потенция психики человека или социальной общности, определенный внутренний императив, побуждающий к соответствующим действиям, как-то: «дух братства», «дух коллективизма», «дух подвижничества», «дух предпринимательства», «дух стяжательства» и т.п.

В последние годы данный термин зачастую вытесняется заимствованным из иностранных языков термином менталитет (так, в частности, словосочетание «дух народа» заменяется на аналог «менталитет народа»). Вместе с тем, термин «дух» полностью сохраняет за собой сферу применения в качестве характеристики некоего интегрального энергетического потенциала человеческой психики. Знак этого потенциала (позитивный, негативный), уровень и динамика изменений оцениваются посредством образных определений: «добрый дух», «злой дух», «высокий дух», «низкий дух», «упадок духа», «подъем духа», «стойкость духа», «сила духа» и иным образом, характеризующим состояние психики в системе координат «Добро - Зло».

Наивысшее состояние человеческого духа - любовь, как стремление делать добро, - является самым светлым и самым сильным побуждающим первоначалом человека.

 

Духовность - ориентация человека или социальной общности на определенную систему духовных ценностей и соответствующее ей мировоззрение, в силу чего в понимании разных людей духовность может иметь отличающееся содержательное наполнение. Духовность может пониматься, в частности, как определенного вида религиозность, как приверженность идеалам Морального кодекса строителя коммунизма, как наследование духовных традиций своего народа и т.п.

Заявленная в Манифесте народного единения позиция определяет духовность через отличающуюся от всех существующих на сегодня систему общечеловеческих духовных ценностей, синтезированную на основе высоких смыслов человеческого бытия, веками и тысячелетиями выкристаллизовывавшихся в сознании людей. Это - счастье, любовь, истина, добро, красота.

Именно движимость любовью (глубоким эмоциональным чувством, направленным на другую личность, человеческую общность, окружающую природу, мироздание в целом) и устремленность к этим ценностям возвышает человека, позволяет во всей полноте проявиться его истинно человеческому предназначению. Любовь лежит в основе человеческого счастья, служит источником вдохновения и стремления:

      познавать истину;

      делать добро;

      ценить и творить красоту, самореализуясь во всех своих проявлениях, трудясь физически и духовно и испытывая при этом радость творца, кто бы ты ни был - президент, министр, учитель, врач, предприниматель, ученый, рабочий, селянин…

Определенная таким образом духовная позиция позволяет дать и соответствующее определение бездуховности человека, как состояния, когда в основе его помыслов и деятельности лежат либо недобрые устремления, либо доминирующая нацеленность на богатство, славу, власть и др., либо внутренняя подчиненность удовлетворению второстепенных, зачастую сиюминутных потребностей и интересов.

В ситуации обесценивания духовно-нравственных императивов в рамках технократического подхода и формирования общества массового потребления проблема духовности человека и человечества в целом обрела особую остроту, о чем образно сказал Андре Моруа - «Следующее столетие либо будет духовным, либо следующего столетия не будет вовсе».

 

Духовные ценности – все, что ценится человеком не из соображений материального потребления или выгоды.

Духовные ценности выступают в качестве приоритетов, определяющих мировоззрение, поведение, способ мышления, целеполагание… человека, рассматривающего материальное как средство, а не цель существования как индивидуума, так и человечества в целом.

 

Душа - понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе, обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во время сна или в случае смерти. Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой учения о мировой душе (Платон, неоплатонизм). У Аристотеля душа  активное целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека созданное богом, неповторимое бессмертное духовное начало. В пантеистическом аверроизме душа лишь  индивидуальное проявление единой духовной субстанции (монопсихизм). Дуалистическая метафизика Декарта разделяет душу и тело как две самостоятельные субстанции, вопрос о взаимодействии которых обсуждается в русле психофизической проблемы. В новоевропейской философии термин "душа" стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека.

©2005 Все права защищены.