Общественно-политическая орбита Харькова
Проект «МАНИФЕСТ»
Идеология   Организация   Действие     Форум     Новости
Главная / Идеология / Терминологический... /

Гандизм - Гуманизм

 

Г

 

Гандизм - общественно-политическое и религиозное учение выдающегося деятеля индийского национально-освободительного движения Мохандаса Карамачанда Ганди (1869-1948). Основополагающий принцип гандизма - ненасилие.

 

Гармония - соразмерное отношение частей целого, при котором целое являет собой совершенство по своим качествам.

 

Гармонизация - достижение гармонии, т.е. приведение отношения частей целого к оптимальной соразмерности, при которой целое являет собой совершенство по своим качествам.

 

Гегемония - руководящая роль, доминирующее положение одной социальной группы (класса) над другими или одного государства над другими.

 

Гедонизм - этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения и сводящая к нему все многообразие моральных требований. Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму.

 

Геноцид - полное или частичное уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным, религиозным мотивам или умышленное создание условий проживания, рассчитанных на уничтожение указанных групп.

 

Гендерная политика - совокупность теоретических принципов и практических мер, разрабатываемых и реализуемых государством в сфере взаимоотношений между полами с целью обеспечения определенных возможностей мужчин и женщин в пользовании экономическими и иными правами.

 

Герменевтика - искусство и теория толкования текстов.

 

Гипотеза - закономерная форма развития знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

 

Глобализация - общецивилизационный процесс расширения и углубления мировых общественных связей во всех сферах жизнедеятельности человека, приводящий к унификации стандартов человеческой жизни и характеризующийся ослаблением роли государственных органов власти в пользу надгосударственных структур.

 

Гносеология, эпистемология, теория познания - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знаний к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

 

Гомеостаз (гомеостазис) - свойство системы (биологической, технической, социальной и др.) поддерживать свои параметры в определенном диапазоне, основанное на устойчивости внутренней среды системы по отношению к возмущающим воздействиям внешней среды.

 

Государственный (официальный) язык - язык, на котором государственные органы власти осуществляют нормотворчество, делопроизводство и официальное информирование населения.

 

Государство - территориальное формообразование социума посредством законов, действие которых обеспечивается соответствующими общественно-политическими и властными структурами.

 

Государство правовое - государство, в котором верховенствует право. В основе теории правового государства в первую очередь лежит стремление оградить граждан от диктата и произвола со стороны государственных органов управления, обеспечить индивидуальную свободу, основополагающие права личности: на жизнь, безопасность, свободу, собственность, предпринимательство и др.

 

Государство социальное - государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, а в идеале - всем одинаковых возможностей для свободного развития и самореализации.

 

Гражданин - лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

Изначально - городской житель, горожанин, посадский; член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек, из составляющих народ, землю, государство.

 

Гуманизация - воплощение в жизнь идей гуманизма.

 

Гуманизм - совокупность взглядов, идей, в основе которых лежит убеждение о праве каждого человека на счастливую жизнь (см. Счастье).

Современный гуманизм можно определить как мировоззренческую позицию, основанную на убеждении: 1) в наличии у человека, как представителя человеческого рода, неисчерпаемых возможностей развертывания активности, субъектной (т.е. целенаправленной и осмысленной) по психологической природе и созидательной по содержанию; 2) в том, что эти возможности - в индивидуально своеобразном варианте - в принципе могут быть реализованы каждым индивидом (исключая только некоторые случаи глубокой патологии) - при условии социальной (в том числе педагогической и психологической) поддержки, оказываемой ему на последовательных возрастных этапах, начиная с самого раннего; 3) в том, что всё более широкое осуществление такой поддержки (в значительной мере - взаимоподдержки), иными словами, внесение гуманистических начал в социальные (в вышеуказанном широком смысле) отношения, во-первых, возможно (хотя и сопряжено с большими трудностями) и, во-вторых, необходимо для сколько-нибудь существенного продвижения в преодолении глобальных опасностей, угрожающих не только нынешнему (весьма относительному) благополучию, но и самому существованию человечества.

 

©2005 Все права защищены.